Завершает тему возрастных женских архетипов Наставница.
Все меньше женщину интересуют внешние успехи, социальное одобрение, всё бОльшую ценность приобретает личный опыт и свои чувства. Это время отсечь все лишнее: тягостные связи, попытки заслужить одобрение, успеть и попробовать в жизни всё.
Появляется мудрость и самоценность.
В этом периоде (примерно от 42-49 лет) самое время принять свое новое состояние, найти силы для того, что откладывала всю жизнь, открыться новому и осознать конечность существования. Это, кстати, один из уроков Наставницы — принять то, что уходят близкие, и когда-то уйдем и мы сами.
Непрожитые младшие архетипы могут здесь проявиться коварно: от нелепых нарядов до проявления болезней (например, женские недуги, говорят психологи, — от непрожитой Любовницы).
Архетип Наставницы не имеет верхней границы по возрасту, потому что не имеет конечной цели. Девочке нужно было наиграться и все попробовать, Любовнице — выбрать и завоевать, Матери — отогреть и заглянуть в себя. А вот у Наставницы есть ресурсы, заработанные на прошлых уровнях, есть опыт и есть время (уже более ограниченное по ощущениям), а значит более ценное. Это время творчества, щедрости и мудрости. Не тосковать по ушедшей молодости, не обвинять кого-то в ошибках прошлого, не нянчить взрослых детей и даже внуков (разве что помогать в силу своих желаний и возможностей).
Как же проявится в стиле архетип Наставницы?
— приглушенные цвета как символ опыта (=вещи как будто пожили и многое повидали),
— натуральные ткани, часто мятые, жатые, фактурные, шероховатые,
— закрытые, запутанные силуэты одежды,
— мягкие, нисходящие линии одежды, причесок, аксессуаров, принтов, деграде,
— неправильные, несимметричные формы,
— украшения крупные, натуральные, похожие на амулеты, символичные, но не обязательно читаемые.
Часто стиль Наставницы может вызывать неприятие. Здесь нет красоты в ее традиционном понимании, нет желания понравится, привлечь внимание. Здесь есть удобство, опыт, принятие. И творческое осмысление своего образа.
Несмотря на взрослость этого архетипа и его внешнюю непривлекательность, во мне вызывает восхищение все, что с ним связано.
Покажу вам по традиции Сару Джессику Паркер в образе архетипа Наставницы. А выше — один киношный образ, четко попадающий в этот архетип (Елена Павловна из сериала «Кухня»).
А какие эмоции вызывает у вас Наставница?